19 Апреля 2019
14 Нисан 5779
Недельная глава:
Песах

25 Января 2019

Гаранты и возврат процента

Существуют два вида гарантий:

 

1) Гарантия, при которой заимодавец требует выплаты долга в первую очередь от самого получателя займа. Долг взыскивается с гаранта лишь в том случае, если не удается получить деньги от должника. В таком случае вопрос процента не возникает.

 

2) Гарантия, при которой заимодавец имеет право потребовать выплаты долга или с должника, или с гаранта - по собственному выбору. В этом случае надо учесть проблему взимания процента. Такое может произойти, к примеру, когда один еврей выступает гарантом по выплате процентной ссуды, которую другой еврей берет в нееврейском банке или финансовой компании.

 

До взятия гарантийных обязательств

 

Прежде чем стать гарантом еврея, берущего в долг, надо выяснить, в чем суть этой гарантии: идет ли речь об обычной гарантии, как в первом случае, или, возможно, придется нести прямую ответственность за выплату ссуды. С условиями гарантийных обязательств надо ознакомиться до подписания соответствующего документа. Не следует полагаться на объяснения и комментарии банковских служащих и руководителей, поскольку они не знают, как эти условия соотносятся с еврейскими законами, сформулированными в кодексе Шульхан-Арух. Лучше всего проконсультироваться с раввином, показав ему копию гарантийных документов.

 

Получатель займа помогает заимодавцу достать для него деньги

 

По еврейским законам, получатель ссуды не может оказать никакой ответной услуги заимодавцу, поскольку такое действие может быть расценено как выплата процента. Этот принцип распространяется и на те случаи, когда получатель лично заинтересован в оказании подобной услуги. Сказанное поясним на примере.

 

Допустим, человек, к которому обратились за ссудой, не имеет наличных денег, но у него есть товары, которые можно продать, а вырученные деньги дать в долг. Остро нуждаясь в ссуде, получатель готов сам организовать продажу товаров, не беря за это никакой платы. Такую инициативу нельзя принять, поскольку заимодавец получает от нее прямую выгоду: ему не надо затрачивать усилия для продажи товаров.

 

Вместо принятия безвозмездной помощи будущий заимодавец должен заплатить своему клиенту за его труды. Вполне достаточно небольшой платы.

 

Возврат процента

 

Вопрос:

Надо ли возвращать случайно полученный процент?

 

Ответ:

Все зависит от того, о каком проценте идет речь, т.е. кто его запретил - Тора или постановления мудрецов. Если процент запрещен Торой, его надо вернуть. Но если данный запрет ввели раввины, нет юридической обязанности его возвращать. Тем не менее, в некоторых случаях было бы правильным вернуть процент даже в таком случае.

 

В задачу автора не входит подробно объяснить, что является запретом Торы, а что раввинским запретом. Для этого пришлось бы разобрать множество разнообразных вариантов, относящихся к выплате процента. В каждом отдельном случае надо обращаться к компетентному раввину с вопросом, надо ли возвращать непреднамеренно взятый процент или нет.

 

Вопрос

Должник выплатил часть взятой суммы с процентом и лишь затем узнал, что поступил неправильно. Может ли он вернуть заимодавцу оставшийся капитал с учетом выплаченного процента?

 

Ответ

С этим вопросом надо обратиться к компетентному раву. Дело в том, что, пока не выплачена сумма, равная займу, оплаченный процент будет считаться частичным возвратом самого капитала; но как только должник выплатит остатки всего займа, получится, что он оплатил процент, — так считают многие авторитеты.

 

По материалам книги Рава Шауля Вагшала «Тора и Бизнес»